МБОУ СОШ №3 
г. Ханты-Мансийск
  • Функциональная грамотность

    Общая информация

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

    1. Читательская грамотность– способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
    2. Естественно-научная грамотность- способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
    3. Математическая грамотность- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
    4. Финансовая грамотность– знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
    5. Креативное мышление.
    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

    - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    1. Методические рекомендации на сайте Института стратегии развития образования Российской Академии образования: http://skiv.instrao.ru/ 
    2. «Что такое функциональная грамотность. Разбираемся на примере двух школьных заданий»:https://mel.fm/ucheba/shkola/4693125-chto-takoye-funktsionalnaya-gramotnost-razbirayemsya-na-primere-dvukh-shkolnykh-zadany
    3. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
    4. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы  http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
    5. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
    6. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
    7. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction. Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa

    С 31 октября по 2 ноября 2022 года ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» проводит  «Марафона функциональной грамотности» (далее — Марафон).

    В рамках Марафона будут рассмотрены следующие вопросы:

    - формирование функциональной грамотности как требование обновленных ФГОС общего образования;

    - результативность программ повышения квалификации по формированию читательской, естественнонаучной и математической грамотности;

    - организация межпредметного сотрудничества при формировании функциональной грамотности;

                - формирование финансовой грамотности;

    - формирование      естественнонаучной грамотности         в          контексте технологического суверенитета России;

    - формирование инструментальной базовой грамотности руководителя образовательной организации.

    Участие могут принять руководители и педагогические работники общеобразовательных организаций, специалисты методических служб Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

    Регистрация на Марафон доступна с 17 по 30 октября 2022 года по ссылке https://apkpro.ru/registratsiya-marafona-funktsionalnoy-gramotnosti/.

    Программа онлайн-марафона

    «Марафон функциональной грамотности»

    31 октября-2 ноября 2022 г.

    Аудитория: учителя, преподаватели общеобразовательных дисциплин в системе СПО, управленческие команды образовательных организаций, специалисты ИРО/ИПК/ЦНППМ.

    Форма проведения: очно-заочный формат

    Дата 

    Время (МСК)

    Событие

    31.10.22

    Ссылки для участников марафона:

    ВК https://vk.com/video-198655662_456239382


    РУТУБ (chennal1) https://rutube.ru/video/b083cb2c2a7903a6226cc13f4c8eeb99


    ЮТУБ https://youtu.be/OJP6afuhacw

    10.00-10.15

    Открытие марафона

    Тараданова И.И., проректор ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»

    10.20-11.00

    Семинар: Функциональная грамотность и Федеральные государственные образовательные стандарты: требования к результатам обучения

    Ведущий:

    Камзеева, Е.Е. ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»

    11.05-12.00

    Проблемный полилог: «Результаты обучения слушателей ДПО по вопросам развития функциональной грамотности»

    Участники:

    Мансурова С.Е., ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»

    Табаровская К.А., ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»

    Сергеева Т.Ф., ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»

    Модератор: Т.В. Расташанская, ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»

    12.05-13.40

    Методическая мастерская «Организация межпредметного сотрудничества в процессе формирования функциональной грамотности»

    Баракова Е.А., ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»

    Боброва С.В. ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»

    Смирнова Н.Е., ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»

    13.45-14.30

    Мастер-класс: Технологический суверенитет России и развитие естественнонаучной грамотности

    Участники:

    Камзеева Е.Е., ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»

    01.11.2022

    Ссылки для участников:

    ВК https://vk.com/video-198655662_456239383


    РУТУБ (chennal2) https://rutube.ru/video/5b20ee974d1ef2590c372267bbb83263

    ЮТУБ  https://youtu.be/xjCm-L9RKhE

    10.00 – 11.00

    Лекция: «Основы финансовой грамотности в школе: как сделать уроки полезными и интересными»

    Спикер:

    Воротникова Т.А., НИФИ Министерства финансов РФ

    11.05 –12.35

    Вебинар: «Онлайн-уроки по финансовой грамотности Банка России».

    Тема: «Содержание уроков, методы и приемы обучения»

    Ведущий:

    Некрасова Л.В., НИУ ВШЭ

    Тема: «Игра по финансовой грамотности как метод обучения»

    Ведущий:

    Кочева В.С., Центр защиты прав потребителей,
    г. Нижний Новгород

    12.40 - 15.30

    Опыт регионов по формированию и развитию функциональной грамотности.

    Ярославль: «Приемы формирования функциональной грамотности на учебных занятиях».

    Киселева Н.В., ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»

    Кук Н.А., руководитель ММС

    Чекмарева И.А., директор школы

    Смирнова С.В. учитель русск. яз. и литер.

    Мякутина М.А.  учитель русск. яз. и литер.

    Волгоград: Развитие функциональной грамотности: работа с текстами.

    Азаматов А.А., учитель истории,

    Новратюк В.А., учитель географии,

    Цветкова Г.В., учитель русского языка и литературы

    Курск: «Задания по математической грамотности на основе краеведческого материала»

    Чаплыгина М.Е., ОГБУ ДПО КИРО («Курский институт развития образования»), учителя школ г. Курск

    02.11.2022

    Ссылки для участников:

    ВК https://vk.com/video-198655662_456239373

    РУТУБ (chennal2) https://rutube.ru/video/284fab814c1bf8ae2fc26a8164af37b8

    ЮТУБ https://youtu.be/EZXIppiL4Ds

    10.00-10.20

    Интерактивная лекция «Инструментальная базовая грамотность руководителя».

    Лектор:

    Камзеева Е.Е., ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»

    10.25-11.15

    Интерактивная лекция «Компетенции руководителя образовательной организации по работе с информацией».

    Лектор:

    Дощинский Р.А., ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»

    11.20-12.05

    Интерактивная лекция «Математические компетенции руководителя образовательной организации»

    Лектор:

    Попов М.С., ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»

    12.10- 13.10

    Дискуссия «Грамотность современного руководителя школы»

    Участники:

    Лубский В.А., директор ГБОУ «Школа Интеграл»,

    Зуева Н.А., директор ГБОУ «Школа 429 Соколиная гора»

    Клецкин А.В., директор МБОУ «Образовательный центр «Вершина»

    Модератор: М.В. Кислицина, ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»

    13.15-14.00

    Интерактивная лекция «Цифровые компетенции руководителя

    образовательной организации»

    Лектор:

    Тралкова Н.В., ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»

    14.05-15.00

    Круглый стол «Функциональная грамотность руководителя общеобразовательной организации: проблемы и перспективы развития».

    Ведущий:

    Ладыгина С.А., ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»

    15.00-15.15

    Подведение итогов марафона по функциональной грамотности

    Тараданова И.И., Расташанская Т.В., ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie